Музыка. Эссе.
1." Музыка, звучащая в камне".
Надо сказать, что писать о себе как отдельной Вселенной наверно правильно. Или нет?
Будем милосердны. Ведь искусство это всегда диалог с миром. Да, моя внутренняя Вселенная построена и существует на фундаменте из архитектуры, у которой сваи - археология. И на этом фундаменте уже Здание Искусств - живопись, скульптура, литература и конечно музыка. Вся история (не только моя) держится на археологии и её интерпретациях(археологию относят и к истории, и к социологии, и даже к криминологии). И вообще - что осталось нам в наследство от прошлого?
Храмы. Будь то Римская империя с установившимся монотеизмом - христианством или Эллада с её языческим многобожием, или Древний Египет. Там три с половиной тысячи лет назад один фараон(*1) попытался совершить революцию, лишив всех жрецов власти и соответственно привилегий и провозгласив себя сыном Атона. Единственным сыном Бога. Но видимо время монотеизма ещё не пришло. Недолго просуществовала новая жизнь - всего 15 лет. С ума сойти! Что такое 15 лет и 3 500...
Засыпало песком новую столицу - Эль Амарну ( Ахетатон) и всё вернулось на круги своя. Перебили имена фараона и его семьи на всех храмах, заключили другие иероглифы в картуши,( какая знаковая вещь при попытке изменить ход истории, ну и с переписыванием самой истории, однако) и вернулись в прежнюю столицу - Фивы.
Ах, как хочется поговорить о Нефертити, жене революционЭра. О головке из песчаника, что так гордо сидит на длинной шейке. Подбородок вперёд и взгляд (?) в будущее...Незавершённый шедевр…До слёз хочется, но как ни будь потом, потом…
Так вот. А что такое храм как не сооружение для поклонения чему-то, здание для служения культу, для богослужения. В храме всё это и есть - архитектура, и изобразительное искусство - мозаики, фрески, иконопись и музыка! Нет, не то что музыка застывшая в камне, а именно музыка, звучащая в камне.
"Музыка, звучащая в камне" - написала и вдруг всплыло слово из далёких лекций по Всеобщей истории архитектуры - ГОЛОСники. Какое говорящее слово, да? Что же это такое голосники? А это не только элемент облегчения конструкций стен и сводов (толщина стен от метра до двух(!) как например в Кирилловской церкви), это ловцы звука. В голове тут же замелькали амфоры и кринки, корчаги в разрезах. Пустые кувшины, вертикально вмонтированные в своды для облегчения конструкции - это одно. А вот поставленные поперёк с открытым горлышком внутрь храма по поясу барабана - это ловцы и отражатели звука, они встречаются повсеместно уже в самых ранних постройках. Не только в десятинной церкви Киева, но и в храмах ЭТОГО ВРЕМЕНИ Новгорода и Пскова.
Господи, подумать только, вдруг - такие резонаторы! Мда-а. Это одна из профессиональных тайн мастерства русских зодчих. Особая объёмная акустика. Иногда можно слышать шёпот в разных уголках помещения. НО. Из-за неумелого расположения горшков помещение могло потерять эффект такой акустики и лишиться возможности красивого церковного пения.
Всё время поражаюсь - сколько всего должны были знать мастера!
Интересно, что не сохранилось никаких чертежей фасадов, тем более каких либо разрезов с построением отражения звука от потолка, от углов, от купола до пола и обратно. То что строили не наобум говорят изображения икон, фрески, мозаики, на которых часто ктитор(**2) передаёт Богородице или Христу - макет церкви. То есть макет делали, значит могли проверить многое в масштабе (Гауди в 19 в. столько макетов сделал для того, чтобы рассчитать нагрузку на своды в Саграда Фамилия, только он макеты эти делал вверх ногами, чтобы к каждой арке подвесить мешочек с грузом. Есть замечательный док. фильм про него с демонстрацией макетов.)
Смотришь на чертежи реконструкций церквей и понимаешь, насколько всё продумано, даже - относительно высот всех арок, барабана, окошечек - в архитектуре храмов всё функционально, не для украшательства. Всё рассчитано на воздействие ритуалов на человека. Вот и акустика тоже.
Слово. Звук.
Произнесённое слово должно быть услышано. Как в театре. Например в древнегреческом. Собственно театр и вырос из культовых служений-празднеств богине Деметре, Коре, а потом и Дионису. Праздничные шествия сопровождались песнями и плясками, пьющих вино компаний, и во время дионисий обычно на круглой площадке внизу холма стоял жертвенник, а народ рассаживался на склонах вокруг. Потом на площадке, превратившейся в сцену, стали ставить действия. Наверно спектаклями их ещё сложно называть. Но всё развивается. Сначала был только хор. Потом прибавился актёр, потом их стало два и плюс хор. Свои речи актёры пропевали под музыкальное сопровождение. Это ещё не опера, а только предтеча. Очень далёкая. Но всё же, всё же. Спектакли длились от восхода до заката. Зрители могли уходить-приходить. Самые важные диалоги произносились, когда солнце стояло в зените. С заходом солнца герои умирали. Само действие шло не столько для зрителей, сколько для богов, именно к ним обращались актёры. В небеса.
Собственно именно культура является формирующим стержнем нации (или разрушающим - как нынче).(***3) Потому что именно в ней вырабатываются этические и социальные нормы, мораль и право. А театр сплачивает вокруг себя, объединяет разные слои населения. Понятно, что вне культуры человек не может развиваться.
Становление души, её осознание и воспитание происходит в лоне национальной культуры. Индивидуума воспитывает общество и субкультура. Субкультура ближайшего окружения. То есть очень близкий круг. Здесь существуют условия эстетического и этического воспитания лучших сторон личности.
Поэтому...как ты относишься к культуре - так ты и относишься к миру. А мир... А что мир - мир отзеркаливает.(****4)
Что позволено Зевсу(Юпитеру), то не позволено быку.
Интересный момент с греческим мифом о Медее (внучке Гелиоса - для меня важно то, что в Колхиде её почитали как солнечную богиню). Наверняка все знают сию волшебницу. На мифе остановлюсь чуть-чуть дольше. Это же благодаря Медее Ясон, предводитель аргонавтов, добыл Золотое Руно и счастливо сбежал с добычей, прихватив влюбившуюся в него красавицу-царевну Колхиды. Понятно, что в каждой области, местности Эллады свои варианты мифов, и если читать все про Медею, то получится, что жила она лет триста и приключений - уйма.
Но я о другом. О трагедии. И переписывании истории ради формирования норм и этических требований.
Вот любимый муж ради политической и экономической выгоды оставляет Медею и отправляется жениться на дочери коринфского царя. Волшебница посылает в подарок сопернице свой брачный наряд. Надев платье - та воспламеняется и сгорает(а не надевай, не примеряй чужую жизнь на себя) И что дальше?
Разгневанные жители полиса спешат к Медее, отомстить за смерть Главки. Кто виноват? Ага! - Медея. И что делает Медея? Она берёт своих детей и отводит их в храм под покровительство Геры в надежде, что богиня, жена Зевса, защитит их, а сама улетает на золотой колеснице.(*****5) (Скорее всего так изображена её смерть. Но... волшебница появляется в другом месте и выходит замуж.)
Итак, коринфяне, не застав Медею дома, врываются в храм и убивают детей. Когда приходят в себя… то начинают понимать, что несколько "погорячились". И приглашают знаменитого драматурга Эврипида написать пьесу, обелив их. Получив взятку в 5 пять талантов(могу ошибаться, точно сейчас не вспомню) в общем за 30 серебряников тот сочиняет историю, пишет трагедию, где в убийцу превращает мать детей. Ну а что - отомстила!.(******6)
Но факт остаётся фактом. Героев назначили и антигероев тоже. Что плохо и что хорошо объяснили. Конечно гении пишут такие трагедии, в основе которых лежат неразрешимые противоречия и конфликты - неразделённая любовь, разрушающие душу страсти, воля богов и...стоящий перед Героем выбор- между желанием и долгом. И живут эти трагедии на подмостках больше двух тысяч лет. Потому что этический выбор самый сложный.
Ибо вечность - богам
Бренность - удел быков...
Богово станет нам
Сумерками богов
...
Словно быкам - хлыст
Вечен Богам крест...
(И.Б.)
Ну вот опять мысль убежала от музыки. Или не убежала?
Но если говорить о культуре, то надо вернуться к культу.
То есть пусть будет так: культ-культура-культ. Закольцевалось однако.
Значит вернусь к храмам.
*
Древнерусские храмы - это вообще-то чудо!
Здесь всё сошлось, чтобы душа замирала и приходила в единение с Господом. Всё, что окружало человека в храме было наполнено мистическим духом и возносило его сердце. Уже входя в храм, человек погружался в особый мир. Лики святых с фресок и икон смотрели строго (а уж какие Спасы разные, самый строгий это наверно Спас Нерукотворный в ц. Спаса на Нередице). Только Богородица смотрела всегда нежно и сострадательно. Умильно. Человек слушал слова молитв, священника, хора. Богослужение шло строго по канону - как хорошо отработанное тысячелетием театральное действо.
Голоса певчих поднимались к куполу и попадая в ловушки голосников, отдаваясь эхом звучали - будто это ангелы под небесами пели. Вся атмосфера внутри храма духовно наполняла, строила русского человека, и да (!!!), формировала русский дух.
С древности направление на Восток связывали со светом, раем, и пониманием Бога - Он Свет и он начало жизни, направление на Запад - ну, скажем так - область грешного мира, чтобы не сказать ада...это дорога в ад. (М-м-м… Написала и подумала в несколько другом плане, о другом. Неужели правда - в ад?)
(в этом месте я очень рекомендую набрать в поисковой строке : "Византийский распев" Псалом 50 “Покаянный” в очень редком исполнении+видео со Святой земли). Вокальный распев в самом начале - Звук, улетающий в небеса. Первые полторы минуты идёт вокализ без текста молитвы, то есть без слов. Одна эмоциональная импровизация голосом.
Не могу вспомнить, где, в каких церквушках пробовали мы, студенты, шептать и громко говорить чтобы поймать эхо. Издавать простые звуки, типа О-о, а-у, у-у. Любопытные эффекты случались. Но, в ТО время слишком много памятников архитектуры использовалось как овощехранилища, несмотря на бронзовые доски с напоминанием, что этот "памятник архитектуры охраняется государством."
Кстати. На иконах, особенно Ярославских, много изображений певчих. И все в изумительно нарядных одеждах. Не строгих, как на досках в более ранние времена, а такие, современные моде 16-17 веков - штанишки в цветочках и полосочках, в завиточках-огурцах и с растительным орнаментом. Меня поразила архитектура храмов в Ярославле. Это такой купеческий праздник.
В Новгороде всё строго и стройно, всё скупо, этакий минимализм, Псковская архитектура храмовая - это скорее домашняя тёплая, вылепленная руками приземистая скульптура без излишеств, даже колоколен нет, а есть прямо на крышах особые звоннички. Изумительный приём архитектурный. Люблю я эти Псковские звоннички нежно-нежно-нежно. Ростов Великий, как и Владимир, и Суздаль - по пропорциям и объёмам ближе к Новгородской сакральной архитектуре, но изукрашен кружевами каменными белыми совершенно по своему, по Владимиро-Суздальски :)
Храмы же Ярославля - это весёлый праздник - многокупольные, с большим количеством фигурного кирпича, цветной керамики обливной - красное с зелёным! Божечки, так сочетать несочетаемое! А фрески! Больше нигде не встречается такого огромного количества сюжетов, где не только деяния святых изображены, а ещё и сюжеты быта и простой жизни прихожан.
И это буйство цвета, тканей, рисунков! А ведь мы их видим через 500 лет, каковы же они были тогда, когда их расписывали...
Сказать что я, да не только я, все мы студенты, были потрясены феерическим праздником, который опрокинулся на нас в Ярославле, это ничего не сказать. Безбожники комсомольцы взирали на стенописи Ярославских храмов, наполнялись какими-то другими, доселе неизведанными эмоциями.
Это то, что(и как) запомнилось из своих путешествий по молодости и со студенческой практики по Золотому кольцу. Так отложилось. Можно проверить конечно, но ведь субъективно. Конечно Ярославль в 16-17 веках это не 11-12, не 13-14века, но всё же, всё же.
Я так вижу через время и рас-стояние или ...мили...мили, парсеки времени...
Но стоит только руку протянуть...
Эх, это была только присказка, сказка-то моя впереди:)
ПРОДОЛЖЕНИЕ http://proza.ru/2022/12/25/236
Заметки на полях.
*(1)
Фараон Эхнатон(от рождения Аменхотеп)правил в 14 веке до н.э.
**(2)
Ктитор- это создатель храма или монастыря, также человек, выделивший деньги на строительство православного храма или на его украшение иконами, фресками, и т.д. Ктиторами называют как здравствующих, так и усопших жертвователей. За тех и других в монастырях и храмах возносятся молитвы во время богослужения. Ктитор-вкладчик пользовался рядом имущественных прав, которые передавались по наследству (доля в доходах и т.д.).
В Католической церкви такое лицо называется донатором.
***(3)
Тема современного театра и постановок, как и тема современного ТВ и СМИ - это тема не просто отдельного разговора, а отдельного комплекса разговоров. Потому что главное здесь - это как раз тема современного воспитания, формирования личности гражданина. Её поднимала Людмила Вятская несколько лет назад. И не только. Дойду ли я до неё?
****(4)
То есть очень близкий круг.
В современном мире это значит - твои любимые поэты, прозаики, твои любимые фильмы и твои любимые композиторы и являются лакмусовой бумажкой для твоего круга. Совершенно не обязательно полное совпадение. Такого быть просто не может. Мы разные Вселенные, но можем или находиться рядом обогащая друг друга, или благородно не нанося вреда просто существовать рядом. Главное не воевать, не уничтожать мир другой галактики.
К сожалению вся история человечества - это история войн. И чаще всего идеологических! То есть религиозных.
Поэтому...как ты относишься к культуре - так ты и относишься к миру.
*****(5)
Улететь на Золотой колеснице. Скорее всего так изображена её смерть. Воспламенилась вместе с детьми и сгорела. Но - она появляется в другом месте, выходит замуж. Впрочем, кому интересны мифы это уже самостоятельно. Вообще в мифах всё безумно интересно. Вот кто первый вознесся на небеса? Оказывается Геракл! Он пожелал быть сожжённым - про это можно почитать у греческого журналюги II века н.э. Лукиана.
******(6)
Возможно здесь в этих вариантах мифа отображены два мировоззрения. Матриархат -прародительница всего мира, жестокая, любвеобильная и мстительная Богиня Иштар, Исида, Немезида, и патриархат - с главной силой Зевсом, где женщина богиня Гера уже только жена)